Архіў навін - Аддзел па адукацыі, спорту і турызму Круглянскага раённага выканаўчага камітэта
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Архіў навін

08.01.11

«ПАПЫ ВСЯКИЕ НУЖНЫ, ПАПЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ»

Роли отца и матери в семье как бы расписаны, определены природой и обществом. Однако природное определение этих ролей носит устойчивый характер, а общественное зависит от социального строя, от экономических и прочих условий. Тем более, что если чувство материнства в решающей мере врождённое, то отцовское чувство в большой степени приобретённое, то есть даётся воспитанием. Однако, в настоящее время судьбы семей зависят не столько от недостаточной численности мужчин, сколько от недостатка их социальной активности в браке и в семье. Всё ли сделано, чтобы сберечь любовь, доверие, уважение? Всегда ли женщины в семье ведут себя достаточно корректно или постоянными придирками и упрёками роняют авторитет отцов, отталкивают их от себя, от детей, от дома? Сейчас во многих семьях женщина является распорядителем семейного бюджета, организатором домашнего досуга, основным воспитателем детей. Если «семейная власть» находится в руках многих женщин-жен, то правомерно говорить о том, что нужно направлять её умно, тонко, по-женски настойчиво на избавление мужа от порока, на укрепление своей семьи. Но как могло случиться, что многие мужчины попали в такую неблагоприятную ситуацию? Вообще-то быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета отец уже не имеет. Его положение не даёт ему права на мужской эгоизм, на муж-ское чванство. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который требуется заработать всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной равноправной, демократической, коллективистской семьи. В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери даёт всеми ощущаемые блага и удобства дома: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что даёт труд отца? Зарплату - нечто недоступное и малопонятное детям. Не случайно ряд исследователей установили, что некоторые старшие дети отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств -- после бабушки, дедушки, сверстников.А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать - природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей, чем мать? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто – не меньшим, а большим, чем мать. У отца хорошо уравновешенная нервная система, а это очень важно для воспитания детей. Затем у него на труд в домашнем хозяйстве уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный. Для сына отец - образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение. Перенятое в раннем детстве нередко остаётся на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное (или недостойное) поведение молодого мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе такие истинно мужские черты характера, как смелость выдержка, великодушие и т.д. Мальчикам очень необходимы дружба и одобрение отца, они нуждаются в его обществе, его любви. Мальчик начнет чувствовать себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, которые рядом и пользуются его расположением. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок скорее всего потянется к матери и воспримет её интересы. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен кричать на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи. Но не менее важна роль отца в полноценном воспитании девочки. Отец - первый мужчина, с которым она начинает общаться в своей жизни, первый пример положительного (или отрицательного) поведения мужчины. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить своё равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви. Девочки, с первых дней окружённые папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищенными. Отец может похвалить красивое платье дочери, или её причёску, или что-нибудь, что она сделала своими руками. В свою очередь девочка учится ценить те качества, которые делают отца настоящим мужчиной, готовясь выйти в большой мир, где есть мужчины. Тип юношей, с которыми она будет дружить, став взрослой, её замужняя жизнь во многом определятся теми отношениями, которые в детстве сложились с отцом. Отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путем. Положительный пример отца в воспитании детей настолько важен и значителен, что общество должно постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать его, когда он есть, и стремиться восполнить его отсутствие. С первым - ясно. А вот как возместить ребенку отсутствие отцовского авторитета? Думается, прежде всего здесь нужна помощь матери со стороны самых близких мужчин, старшего брата, дедушки, дяди и т.д. Жизнь даёт немало примеров, когда старший брат, дедушка, другие родственники-мужчины или даже отец товарища в большей или меньшей степени дополняли ущербный отцовский авторитет или заменяли детям отца. Большую роль в воспитании настоящих мужчин-отцов может сыграть школа. Но, думается, мы должны честно признать, что пока школьное воспитание - чаще воспитание бесполое, а ведь нельзя забывать, игнорировать и сущность пола. Школа ведет относительно удачно воспитание девочек. Их характеры четкие, даже, на мой взгляд, чуть резковатые. А мужские характеры мягковаты. Это во многом объясняется преобладанием женского влияния в обучении. А для ребят, тем более тех, которые растут без хорошего примера отца, особенно важно влияние мужчины-учителя, воспитателя, наставника. У школы, да и в детских дошкольных учреждениях имеются большие возможности приглашать для бесед с мальчишками воинов, спортсменов, рабочих, деятелей науки и многих других. И пусть каждый из них, говоря с мальчишками, допустим, о своей профессии, не забудет завести речь и о мужском достоинстве, об облике и чести мужчины. Нередко отцы не совсем довольны своими детьми и готовы жаловаться на них. Но если такой отец самокритично вспомнит, сколько времени и, главное, как он занимался своими детьми, то, скорее всего, поймёт свою ошибку и признает, что корни добра и зла не в детях, а в родителях. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь. Довольно часто отцы оправдываются: «Я детей своих плохому не учил и плохого примера не подавал...» Может, и так, но ведь этого мало. Мало не учить плохому, а чрезвычайно важно умно, тонко, настойчиво, упорно учить хорошему. Где нет упорной борьбы за добро, там может победить зло. Конечно, быть внимательным и заботливым к детям -это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным, ибо общий принцип нашей педагогики о единстве уважения и требовательности действует и в семье. Нельзя уважать, не требуя, и нельзя требовать, не уважая. И на это дети не имеют права обижаться. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа и распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно, когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе - срыв, конфликт. Замечено: конфликтные вспышки между детьми и матерью возникают чаще, чем с отцом, но они легче и быстрее разрешаются. Что же касается конфликтов детей с отцом, то они возникают реже, зато бывают глубже и драматичнее. На их разрешение требуется больше душевных усилий и времени. Вот почему их возникновение крайне нежелательно. Жизнь отца в семье - на глазах у детей. Они всё видят, их уши всё слышат. Они замечают все мелкие и мельчайшие ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. « Ты обманул меня. Ты обещал сходить со мною в парк и не пошел», «Ты обещал купить мне игрушку и не купил», «Ты требуешь, чтобы я не чавкал во время еды, а сам чавкаешь...» Сама жизнь подсказывает афоризм: родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной - практической нравственности. С годами дети начинают понимать, что ошибки в поведении родителей чаще всего непреднамеренны, и совершают они их потому, что очень заняты или в силу отсутствия необходимых знаний и необходимого уровня культуры. Со временем, старея, отец всё больше нуждается в сочувствии и в понимании его слабостей, в том, чтобы взрослеющие дети простили те его ошибки, которые он совершил по неопытности. Вот когда он лучше всего поймет, увидит, кого он воспитал: достойных людей или чёрствых эгоистов.